8 (812) 233-20-31 на карте
пн-пт 09:00 - 20:30 сб,вс 10:00 - 18:00
Медицина европейского уровня
Мы заботимся о самом ценном
Опыт
и высокие технологии
Лучшие традиции медицины для всей семьи

Чем занимается нейропсихолог и когда к нему обращаться

Нейропсихологов иногда путают с врачами: неврологами, невропатологами, психиатрами, особенно с психоневрологами. Нейропсихолог - это не врач, это психолог, работа которого основывается на знании и учёте закономерностей развития нервной системы ребёнка и взрослого.

У родителей часто возникает вопрос, чем помощь  нейропсихолога отличается от работы логопеда или психолога? 

Например, ребёнок "безграмотно пишет". Но  причины этого нарушения разные:

  • Если ребёнок неверно воспринимает звуки речи и неправильно их произносит, что и отражается на письме, ему нужна помощь логопеда.
  • Если ребёнок пишет с ошибками из-за того, что у него снижена мотивация к обучению, он испытывает стресс из-за конфликтов с одноклассниками или страх при изучении нового материала, ему нужен психолог.
  • Если причина в неправильном зрительном восприятии или запоминании образа буквы, несформированности пространственных представлений или недоразвитии моторики, ему требуется нейропсихолог ( точнее- нейропсихологическая коррекция)
  • Очень часто названные специалисты работают вместе.

 

Что такое нейропсихологическая коррекция?

Коррекциясостоит из специально разработанных и подобранных физических упражнений, развивающих игр, умственных занятий для ребёнка. Такая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга, являясь своего рода немедикаментозным аналогом ноотропов.

 

Самый важный довод  для обращения за консультацией к нейропсихологу:

Нарушения работы нервной системы у ребёнка имеют значительно более серьёзные последствия, чем у взрослого. У ребёнка это приводит либо к невозможности дальнейшего развития мозга (остановка развития), либо к развитию патологии (аномальное развитие). У взрослого структура ВПФ (высших психических функций) уже сформирована и нарушения работы нервной системы приводят к нарушению только отдельных её составляющих (например, зрительная пространственная агнозия  у ребёнка приведёт к распаду общих представлений о часах и времени, а  взрослый не сможет лишь правильно определять время по расположению стрелок на часах).

 

Почему так важно раннее обращение к нейропсихологу (от 3 до 10 лет):

До 10 лет  мозговые структуры ребёнка только формируются и в этом периоде возможна результативная психологическая коррекция. Если же время упущено, то ставшие привычными неверные стереотипы поведения ребёнка, создавшиеся сложности в обучении и общении, будут тянуть за собой эмоциональные проблемы ребёнка, общую дезадаптацию и будут с трудом поддаваться коррекционной работе.

 

Нейропсихологическая диагностика показана, если:

  • имеются наследственные заболевания нервной системы, связанные с изменениями генетической информации. 
  • беременность или/и роды проходили с патологией
  • ребёнок был на искусственном вскармливании
  • ребёнок столкнулся с холодностью и враждебностью матери сразу после рождения
  • у ребёнка проявились:
  • послеродовая желтуха;  дисгармоничность раннего речевого развития; нарушение срока прорезывания или смены зубов; ранний отказ от дневного сна, нарушение засыпания, беспокойный сон; гипо/гипертонус; метеозависимость; укачивание в транспорте, нарушения равновесия; 
  • быстрая утомляемость или возбудимость; частые «простуды»; аллергия; бронхиальная астма; головные боли; проблемы ЖКТ; 
  • аутистические проявления или мутизм(отказ разговаривать);навязчивые состояния (навязчивые страхи, навязчивые мысли, навязчивые движения: теребит волосы, дёргает ногами, когда пишет или рисует, грызёт ногти или др.предметы и т.п.); резкие перепады настроения; повышенная тревожность, слезливость, подавленность, другие неадекватные  эмоциональные реакции;
  • диагноз СДВГ(синдром дефицита внимания с гиперактивностью), сложности школьной адаптации; плохое чтение; постоянно  не дочитывает окончания слов или предложений; плохой почерк; обилие грамматических ошибок; трудности счета; непонимание условий задач; «глупые» ошибки «по невнимательности»  (пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально); неровная учёба (то 5, то 2); трудности усвоения понятий право/лево; нарушение звукопроизношения;
  • неусидчивость; невнимательность; суетливость; трудности контактов со сверстниками; неумение организовать свою деятельность; чрезмерная медлительность; случаи «выпадения» из действительности («ребёнок меня как будто не слышит»); 
  • неловкость, неуклюжесть, угловатость в движениях;

ребёнок :

  • наблюдается/наблюдался у врача-невролога 
  • получил общий наркоз;
  • пишет, рисует левой рукой;
  • имел ЧМТ(травмы головы);
  • необходимо определить уровень готовности ребёнка к школе; выяснить, какие стратегии и приёмы обучения ему больше подходят, как он запоминает и усваивает информацию, как организовано его восприятие 
  • родители желают обеспечить гармоничное и успешное развитие  своего ребёнка 

Вам особенно необходима консультация нейропсихолога,если:

  • В роддоме ребёнку поставили диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы);
  • До года малыш мало ползал или не ползал вообще, принимал антибиотики; 
  • Малыш путает день и ночь (нарушение ритмики организма);
  • У него «каша во рту», повышенное слюноотделение в процессе речи;
  • Не сразу откликается на своё имя;
  • В 5-6 лет не может самостоятельно одеться и завязать шнурки;